пресса о клубе

Ирина Северина
 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО
 
Музыкальный клуб Сергея Беринского был основан в 1987 году композитором, редактором отдела "Творчество" журнала "Музыкальная академия" Сергеем Самуиловичем Беринским. В то время политика клуба отличалась от официальной политики Союза композиторов: прежде всего звучала музыка тех авторов, творчество которых замалчивалось, исполнители играли их сочинения бесплатно. Это была своего рода "альтернатива". Сейчас же такого противостояния нет, исполняться может каждый член Союза. В марте 1998 года, когда Сергея Беринского не стало, его ученики и близкие друзья решили, что клуб должен продолжать существовать. Сегодня творческие встречи с композиторами ведет Марина Шмотова, в прошлом ученица Сергея Самуиловича.

Одна из главных задач клуба – представить слушателю некую совокупность, которая при всей стилистической и технологической пестроте составляет понятие современная музыка. Одна из главных идей клуба состоит в том, чтобы композиторы из разных городов могли показать свои сочинения в Москве и услышать мнение коллег, обменяться опытом. Среди слушателей – не только профессиональные музыканты, но и непрофессионалы - художники, химики, физики…

23 сентября открылся новый сезон: Заслуженный артист России Сергей Судзиловский [виолончель] представил публике сольные произведения Арама Хачатуряна, Виктора Екимовского, Григория Воронова и Сергея Беринского. Соната-фантазия А.Хачатуряна [1974] – экспрессивная, мелодичная, разнообразная по материалу [пожалуй, больше соответствующая жанру фантазии, чем сонаты]. Затем прозвучало сочинение одного из его последних учеников – В. Екимовского: "Каденция", написанная, однако, несколько раньше хачатуряновской Сонаты-фантазии [1970]. Эстетические взгляды учителя и ученика часто не совпадали, но, тем не менее, Хачатурян был достаточно либерален. Возможно, поэтому из его класса вышли самые разные композиторы. А вот что рассказал сам Виктор Екимовский: "Арам Ильич был очень глубоким человеком, он хорошо относился ко всем своим ученикам. Но поскольку он был воспитан в советских традициях своего времени, ему, конечно, хотелось бы, чтобы и его ученики писали "благопристойную" музыку в русле так называемого соцреализма. И когда мы приносили сочинения экспериментального типа, он, в общем-то, морщился… Вначале Арам Ильич был достаточно непримирим, но потом как-то перестал мешать. И вот за это я ему очень благодарен".

Клуб Сергея Беринского – клуб дискуссионный, и здесь открывается возможность неформального общения, возможность задать вопросы, высказать свое впечатление по поводу прозвучавших сочинений. Одним из непременных условий является личное присутствие авторов и их участие в дискуссии. Приведем некоторые высказывания В. Екимовского и Г. Воронова о собственных произведениях.

В.Екимовский: "Во всех концертах – классических, романтических или современных – есть каденция солиста. В виолончельном концерте Шостаковича она выделена в отдельную часть. А я написал абсолютно самостоятельное сочинение и, при этом, кое-какие традиционные атрибуты взял из классического образца – например, трель в конце, которая всегда служила "звонком" для последующего вступления оркестра. Хотя в принципе мою "Каденцию" можно вставить в любой виолончельный концерт… Это сочинение довольно конструктивное, здесь много технических деталей, в том числе и трудноисполнимых. К концу техника постепенно усложняется - ведь каденция должна показать виртуозность солиста. Правда, идеального исполнения я еще не слышал…"

Г.Воронов: ""Посвящение" написано в 2001 году для Сергея Судзиловского, для его парижского концерта [нужна была неизвестная пьеса неизвестного автора для виолончели соло]. У этого сочинения счастливая судьба: несмотря на то, что сейчас только 2002 год, оно звучит уже пятый раз. В пьесе под названием "Посвящение" одинаково уместен и некий возвышенный тон, и трагический – все, что угодно".

И в завершение вечера прозвучала Соната-партита Сергея Беринского [1984]. Это очень глубокая музыка, в основе которой лежит сонатный принцип. Именно он является ведущим в драматургии сочинения, но есть и признаки партиты, выражающиеся в отчлененности и относительной самодостаточности контрастных разделов формы. Кое-где можно обнаружить и элементы барочной стилистики.

журнал "Музыка и время", №11, 2002

о клубе | анонс событий | архив встреч | пресса | фотографии | видео | аудио
о клубе | анонс событий | архив встреч | пресса | фотографии | видео | аудио

В ближайшие:
14 апреля  2021. >>>


(c)(p)2005 - 2022 гг. М.Шмотова, А.Маракулин, О.Пайбердин,


links